На днях в рамках Вашингтонского саммита по ядерной безопасности состоялись двусторонние встречи президента, Госсекретаря США Барака Обамы и Хиллари Клинтон и президента Армении Сержа Саргсяна, а также его встреча армянского президента с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. По итогам состоявшихся переговоров процесс нормализации армяно-турецких отношений вступил в новую фазу. Основные игроки армянской политической сцены уже дали свои оценки итогам американо-армянских и армяно-турецких переговоров на высшем уровне, которые, к сожалению, в основном эмоциональны, бросаются в глаза скорее всего жесткостью даваемых оценок, но вовсе не аргументированностью приводимых ими доводов. Вследствие истолкования проблема урегулирования армяно-турецких отношений, которая, без преувеличения, имеет важное геополитическое значение, неоправданно упрощается, профанируется и низводятся на уровень примитивных суждений. А то, что эта проблема имеет исключительное геополитическое значение, попробуем разъяснить представляемым на суд читателей нижеследующим анализом. Об этом для www.regnum.ru пишет Арташес Гегамян, председатель партии "Национальное Единение". Итак, чтобы в современном глобальном мироустройстве объективно оценивать межгосударственные отношения, чтобы они не были бы половинчаты, необходимо суметь вобрать воедино и сопоставить интересы всех участников переговорного процесса и сопредельных с ними стран. Важно также при этом обозначить интересы международных центров силы и соотнести их с интересами региональных игроков. Таким образом, если претендуешь дать непредвзятую оценку итогам встреч Саргсян-Эрдоган, Обама-Саргсян, Обама-Эрдоган, то следует предварительно разъяснить ряд возникающих при этом вопросов. В частности, какие ожидания имеют США от нормализации армяно-турецких отношений? Что ждёт от этого Евросоюз? Каково отношение к этому процессу такого крупного регионального игрока, каким является Исламская республика Иран, сопредельных с Арменией стран- Грузии и Азербайджана. Только ответив на вышепоставленные вопросы, мы сможем дать ответ, пожалуй, на самый важный вопрос: нет ли опасности, что Республика Армения, нормализуя отношения с Турцией, может быть вовлечена в такие перипетии, которые никоим образом не исходят из интересов нашего стратегического партнера, Российской Федерации, более того, идут вразрез обязательством нашей страны как члена Организации Договора Коллективной Безопасности. Постараемся непредвзято рассмотреть эти вопросы. США и урегулирование армяно-турецких отношений Чтобы предостеречь себя от соблазна дать субъективную оценку роли США в нормализации армяно-турецких отношений (что может быть следствием гиперболизированного восприятия армянами резолюции № 252 Комитета по внешним отношениям Палаты представителей Конгресса США, осудившей Геноцид армян в 1915-1923 гг. в Османской Империи и последовавших за этим шагов администрации США, направленных на недопущение вынесения этой резолюции на пленарное заседание Палаты представителей) сделаем ссылку на один из важнейших документов этой страны. Документ, который во многом формирует внешнюю политику Соединённых Штатов. Речь идет о "Национальной оборонной стратегии США" (НОС-2008) - которая была опубликована министерством обороны Соединённых Штатов в июне 2008 года. Помнится, что в это время министром обороны в республиканской администрации Джорджа Буша был Роберт Гейтс. В дальнейшем он был утвержден на этом же посту и при правительстве демократов Барака Обамы, а НОС-2008 была положена в основу внешней политики страны. Здесь следует упомянуть, что администрацией Барака Обамы в числе внешнеполитических целей, в частности были объявлены: 1) восстановление авторитета Америки в мире; 2) начало диалога с друзьями, партнёрами и противниками в мире на основе взаимного уважения; 3) старт совместной работы по созданию партнёрств. Наряду с этим, в НОС-2008 в числе пяти вызовов и угроз безопасности США отмечены, и для нас представляют живой интерес, следующие: усиливающиеся региональные державы, растущая конкуренция за ресурсы. Таким образом, как республиканская, так и демократическая администрации США при оценке внешнеполитических целей, вызовов и угроз, стоящих перед своей страной, имеют совпадающие точки зрения. А для их преодоления - предполагают одинаковые подходы. Это объективная реальность, которая должна подсказать нам, что при анализе внешнеполитической деятельности США нами должен быть исключен фактор субъективности, могущий иметь место, к примеру, в связи с предвыборными обещаниями Барака Обамы и Хиллари Клинтон о признании Соединёнными Штатами Америки Геноцида армян. С учетом вышеприведенных положений проанализируем роль Турции на Южном Кавказе. Думается, что сегодня трудно будет найти аналитиков-международников, которые станут отрицать, что в последние годы роль Турции в нашем регионе значительно возросла. Бросается в глаза исключительная активность этой страны в усилении своего участия в вопросах приобретения и транспортировки энергетических ресурсов Центральной Азии и Каспийского бассейна через территорию Турции в страны Евросоюза. Достаточно упомянуть о тех соглашениях в газовой сфере, которые были приняты в ходе официального визита премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Иран, который состоялся 28-29 октября 2009 года. В числе достигнутых договоренностей особое место занимает соглашение между Ираном и Турцией о транспортировке через эту страну иранского газа с Путин (в ходе совместной пресс-конференции со своим турецким коллегой), госсекретарь США Хиллари Клинтон, председатель комиссии ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон, комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фьюле. Думается, что вышеизложенное позволяет сделать вывод: США, Евросоюз, Турция и Иран, исходя из собственных национальных интересов, в регионе Южного Кавказа проводят строго целенаправленную и расчётливую политику, что, естественно, понятно и не предосудительно. Однако, весь вопрос в том, что их национальные интересы в нашем регионе не всегда схожи друг с другом и, мягко выражаясь, не всегда созвучны интересам нашего союзника и стратегического партнера - Российской Федерации, естественно, и интересам Республики Армения. Более того, если подобные тенденции будут продолжаться и в будущем, то они, думается, негативно отразятся на политическом и экономическом влиянии России в нашем регионе. Теперь уже очевидно, что Грузия и Азербайджан именно в лице Турции усматривают своего стратегического партнера и именно с ней уже вовлечены в крупномасштабные энергетические проекты: будь то нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан или газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум. Они и сейчас совместно активно лоббируют проект NABUCCO. На этом фоне настораживает и масштабное перевооружение грузинских и азербайджанских вооруженных сил по НATO-овским стандартам. Это, конечно, противоречит стратегическим целям России, которая крайне заинтересована в установлении стабильной безопасности на своих южных рубежах. В противном случае безудержная милитаризация указанных республик чревата опасностью ввергнуть наш регион в пучину войны и дестабилизации, породив своего рода "евразийскую балканизацию" в регионе Южного Кавказа. Сделать такой вывод настраивают непрерывно звучащие из Баку заявления азербайджанского президента Ильхама Алиева о готовности к военному разрешению нагорно-карабахского конфликта. Думается, что пока преждевременно сбрасывать со счетов также и возможные проблемы, связанные с Абхазией и Южной Осетией. Именно в этой, весьма неоднозначной политической панораме, складывающейся в регионе Южного Кавказа, особую актуальность приобретают вопросы дальнейшего углубления стратегического партнёрства между Арменией и Россией, а также усиления военно-стратегической роли ОДКБ и военной составляющей Коллективных сил оперативного реагирования. Именно углубление военно-стратегического партнерства в рамках ОДКБ воспрепятствует вынашиваемым известными стратегами-русофобами планам отсечения Армении от России и создания по всему кавказскому периметру границы Российской Федерации своего рода "санитарного кордона". И в этом аспекте отнюдь не случайно, что разного рода аналитические центры пытаются посеять недоверие в российско-армянских отношениях, вбить клин в стратегическое партнёрство между нашими странами. Чтобы не быть голословным, приведём выдержку из уже упомянутого доклада STRAТFOR": "Что касается Армении, то она, подписав протоколы с Турцией 10 октября 2009 года в Цюрихе, и после этого столкнувшись с жёсткими предварительными условиями Турции (и опосредованно - давлением со стороны Баку), весьма нервно следит за российско-турецкими манёврами. Очевидно, что в Ереване опасаются слишком масштабных последствий торга между Москвой и Анкарой, способных резко ослабить основы безопасности Армении, строящейся до сих пор на стратегическом партнёрстве с РФ и членством в ОДКБ". Вот такие далеко идущие мысли содержатся в докладе американского аналитического центра. В заключительной же части доклада, относящегося к Армении, делается вывод: "Таким образом, промежуточным последствием подключения Турции к "умиротворению Грузии" и урегулированию карабахской проблемы можно считать, как минимум, психологическую эрозию армяно-российских отношений и надёжности гарантий, которые ОДКБ может предоставить Армении, зажатой между Турцией, Грузией и Азербайджаном". Думается, что комментарии здесь будут излишни. Вселяет оптимизм, что в основополагающих документах, определяющих стратегию и внешнюю политику Российской Федерации, содержатся ответы на волнующие Армению вопросы, которые к нашей "вящей радости" не оставили безучастными и разного рода аналитиков. В этом контексте отметим, что в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной президентом Дмитрием Медведевым 5 февраля 2010 года, указано, что к числу внешних военных опасностей следует отнести: "попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность, территориальные претензии к Российской Федерации и её союзникам, вмешательство в их внутренние дела, возникновение очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях, сопредельных с Российской Федераций и союзниками государств". Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что на протяжении последних лет Республика Армения неоднократно доказывала свою приверженность к безусловному исполнению взятых на себя межгосударственных обязательств, особенно обязательств по отношению к своему военно-стратегическому союзнику и другу - Российской Федерации. И отнюдь не случайно, что верность Армении РФ и своим союзником по ОДКБ не даёт покоя всем тем силам, которые впадают в панику и конвульсии от растущего авторитета России в мире. Вместо заключения РИА Новости Как россияне будут отдыхать в мае В электричке на Савеловском вокзале нашли новорожденную девочку Опасность энергосберегающих ламп: о чем раньше предпочитали молчать В такой сложной геополитической обстановке приходится действовать президенту Армении Сержу Саргсяну и армянскому внешнеполитическому ведомству. Действовать в условиях, когда на них лежит полнота ответственности за судьбу урегулирования нагорно-карабахского конфликта, будущее армяно-турецких отношений. При этом к их чести следует отметить, что с самого начала процесса нормализации армяно-турецких отношений, предпринимаемые Арменией шаги, как правило, получали одобрение со стороны основных мировых игроков в Великой шахматной партии, разыгрываемой на Южном Кавказе. Об армянских внешнеполитических инициативах положительно высказывались российское руководство в лице президента и премьер-министра РФ, президент и госсекретарь США, руководство Евросоюза. При этом отрадно, что армянское руководство в течение всего периода армяно-турецкого примирения ни разу не поменяло своих принципиальных позиций, которые были озвучены 10 октября 2009 года в послании президента Армении Сержа Саргсяна всему армянству. Армянское руководство осталось верным своим принципам и в ходе состоявшейся в апреле текущего года встречи в Вашингтоне с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Надо полагать, что принципиальная позиция Армении на переговорах, с одной стороны, и неготовность Турции воспринимать незыблемую позицию всего армянства, касающегося вопросов признания Геноцида армян в Османской империи и признания права народа Нагорного Карабаха на самоопределение, явились главной причиной ранее анонсированной в прессе, но так и несостоявшейся трехсторонней встречи президента США с президентом Армении и премьер-министром Турции.
|