“Газпром” подписал с акционером немецкого Wintershall — концерном BASF — соглашение об обмене активами: российская сторона предоставит Wintershall доступ к двум блокам Уренгойского месторождения в обмен на вхождение в проекты добычи Wintershall в Северном море. “Газпром” и Wintershall уже имеют опыт совместной добычи как в Северном море, так и на Уренгойском месторождении, но ее объемы в масштабах “Газпрома” незначительны, пишет “Коммерсантъ”.
В пятницу “Газпром” сообщил, что подписал со стопроцентным акционером Wintershall — концерном BASF — рамочное соглашение об обмене активами и партнерстве. Согласно документу, “Газпром” намерен получить до 50% долей в проектах Wintershall по разработке нефтегазовых месторождений в Северном море, а в обмен предоставить Wintershall 25% плюс одну акцию в разработке двух блоков на Уренгойском газовом месторождении. Речь идет о IV и V блоках труднодоступных ачимовских залежей газа, совокупные запасы которых не раскрываются. В “Газпроме” уточнили лишь, что Wintershall будет иметь право в перспективе нарастить свою долю в этих блоках до 50%. Какие именно проекты Wintershall в Северном море интересуют монополию, в “Газпроме” не комментируют.
В Wintershall пояснили, что это наверняка будут проекты либо в Великобритании, либо в Нидерландах (всего Wintershall ведет в Северном море разработку более чем 30 блоков нефтегазовых месторождений, в основном на шельфе Германии, Великобритании и Норвегии). Однако в компании подчеркнули, что окончательный список активов не утвержден, а подписанное в пятницу соглашение — юридически не обязывающее, хоть и оговаривает ряд вопросов “коммерческого и финансового характера, а также корпоративного управления”. Сейчас стороны проводят оценку обмениваемых активов, и пока она не будет окончена, ничего конкретного партнеры не скажут.
Единственное, о чем говорят в Wintershall,— что хотели бы начать добычу на двух блоках ачимовских залежей не позднее 2015 года. При этом немецкая сторона рассчитывает, что объем этой добычи будет как минимум сопоставим с тем объемом, который уже добывается с “Газпромом” в рамках другого аналогичного проекта — разработки ачимовского блока IA Уренгойского месторождения. “Газпром” и Wintershall разрабатывают его совместно с 2008 года (этим занимается их СП “Ачимгаз”), там добывается порядка 8 млрд кубометров газа в год.
До сих пор точное распределение долей “Газпрома” и Wintershall в обмениваемых активах не называлось. Впрочем, то, что обмен будет паритетным, стороны говорили и ранее — меморандум об обмене активами “Газпром” и Wintershall подписали еще в марте. Теперь речь идет о подписании аналогичного документа с акционером Wintershall.
Выйти на зарубежный рынок добычи — давнее желание “Газпрома”, напоминает Денис Борисов из Номос-банка. Например, совместная добыча в Северном море с Wintershall у “Газпрома” уже есть — в Wintershall заявляли, что в 2011 году начнется разработка месторождения Wingate, которое находится на морской границе Великобритании и Нидерландов и совладельцем которого является “Газпром” (20% акций через Gazprom Germania). Однако Wintershall сообщал, пока там введена только одна скважина с дебетом 1,5 млн кубометров газа в сутки, то есть годовой объем добычи не превышает 1 млрд кубометров в год.
Но главное, что “не совсем ясно, почему “Газпром” так рвется к добыче за пределами России, учитывая, что проблем с запасами газа в России точно нет”, продолжает господин Борисов. Намерение обменяться активами с Wintershall, наверное, больше имиджевый ход, а также попытка “Газпрома” получить доступ к технологиям немецкой стороны для добычи на шельфе, добавляет Виталий Крюков из ИФД “Капиталъ”. Опыт работы в Северном море скорее пригодится “Газпрому” в разработке Штокмана, продолжает господин Борисов, а добывать газ из труднодоступных ачимовских залежей на Уренгойском месторождении выгоднее с партнером, который возьмет на себя часть затрат. Если в среднем себестоимость добычи газа “Газпрома” оценивается в $20 на 1 тыс. кубометров, говорит господин Борисов, то в случае с ачимовскими залежами она может быть в полтора-два раза выше. Несмотря на то что “Газпром” и Wintershall владеют “Ачимгазом” паритетно, до сих пор делала инвестиции в его развитие (порядка €300 млн) делала немецкая сторона, а “Газпром” лишь возмещает эти затраты Wintershall за счет выручки от продажи газа СП.
|