Технический дефолт и газовый кризис – и то и другое сейчас в равной степени угрожает Украине. Украинские власти впервые признали, что стране не хватает денег не то что на выплату долгов, а даже на такие элементарные и жизненно необходимые вещи, как подготовка к отопительному сезону. Спасти положение может только новое внешнее финансирование.
, прямо признался глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев в интервью украинскому агентству «ЛигаБизнесИнформ», опубликованном в понедельник.
«Единственная причина (по которой сейчас реверсные мощности не используются на полную – ред.) – отсутствие средств. Если у нас появятся деньги с августа, то мы сможем выйти на нормальный уровень запасов газа в ПХГ», – сказал Коболев.
«Нафтогаз» впервые признал, что у страны нет денег на закупку газа для закачки в ПХГ на зимний период. И тут уже не важно, о каком именно топливе идет речь – о том, что идет прямиком из России, или же о том, что идет реверсом через Польшу, Венгрию или Словакию. Впрочем, в ЕС нет и необходимых объемов газа для Украины. Потому как сама Европа, понимая, что этой зимой угроза газового кризиса нависла еще более серьезно, начала рьяно закачивать топливо в собственные подземные хранилища: Газпром отчитался о рекордных объемах поставок газа в европейские страны с начала июля.
По словам Коболева, Киев намерен найти средства под миллиард долларов госгарантий.
«За эти средства мы сможем купить порядка 4 млрд кубометров. Тогда, параллельно с внутренней добычей и теми ресурсами, которые есть у «Нафтогаза», мы должны выйти на уровень, близкий к целевому. Что касается российского газа, то здесь очень сложно предсказывать, как россияне будут себя вести зимой, согласятся ли они пойти на новое соглашение. Это пока большой знак вопроса, к которому мы готовимся, пытаясь найти деньги и закачать газ в ПХГ», – добавил Коболев.
Объем газа в ПХГ Украины на 17 июля составлял 12,49 млрд кубометров. Накануне министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин рассказал, что нынешние темпы закачки газа в ПХГ составляют около 30 млн кубометров в сутки, что даст возможность заполнить хранилища к началу отопительного сезона не более чем до 15 млрд кубометров. При таких темпах за три полных месяца, которые остались до начала отопительного сезона (середина октября), «Нафтогаз» сможет закачать не более 2,7 млрд кубометров. То есть к зиме в украинских ПХГ будет накоплено действительно не более 15 млрд кубометров газа. Это крайне низкий и опасный уровень. Россия указывала, что к зиме Украине надо накопить в своих ПХГ не менее 19 млрд кубометров. В Европе говорили о 20 млрд кубов.
Интересно, что сами украинцы теперь признают, что этого недостаточно. «Если будут такие температурные режимы, как в прошлом году, то в принципе 15 млрд кубометров нам будет впритык, но мы понимаем, что угадывать неправильно, и необходимо к отопительному сезону подготовиться адекватно», – отметил Демчишин. Такое здравомыслие необходимо, чтобы надавить на Европу, от которой Киев надеется получить недостающие 1 млрд долларов на закупку газа. Сам «Нафтогаз» при этом должен потратить до начала зимы 500 млн долларов для закачки газа в ПХГ.
Демчишин напоминает, что в прошлом году на начало отопительного сезона в ПХГ находилось 16,5 млрд кубометров газа, а на время его завершения осталось 7 млрд кубометров. Но остаток в ПХГ не означает того, что газа было вдоволь или больше, чем надо. Отнюдь, из этих 7 млрд кубов, по экспертным оценкам, минимум 4–5 млрд кубов – это буферный газ, который должен находиться в ПХГ постоянно.
Наконец, прошлой зимой природа и Россия сыграли на руку Украине. Зима оказалась рекордно теплой, а Россия подписала в последний момент зимний газовый пакет, благодаря чему Нафтогаз получил возможность покупать столько импортного газа из России, сколько ему требуется, и по комфортной цене.
Ожидать столь же теплой зимней погоды в этом году опрометчиво. Зимнего газового пакета от России на украинских условиях – тоже. Киев хочет покупать российский газ по цене ниже, чем стоимость реверса, Москва же готова дать скидку, но такую, чтобы российский газ для Украины и для европейских стран по стоимости был сопоставим. Вкупе с тем фактом, что из-за отсутствия денег в украинские ПХГ будет закачано на 4 млрд кубометров меньше, чем следовало бы к началу отопительного сезона, все это прямо указывает на то, что Украине и Европе будет намного сложнее избежать газового кризиса этой зимой.
Брюссель помогать не хочет
В ЕС вроде как обещают помочь Украине заплатить за покупку газа для закачки в подземные хранилища и даже за закупку газа зимой в России. Однако дальше слов дело так и не доходит.
Член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Игорь Корольчук уверен, что ЕС на самом деле не планирует финансово помогать Украине в газовом вопросе, единственное, что Брюссель может сделать, – поспособствовать в получении новых кредитов от МВФ и ЕБРР. «Циничность и жестокость подобной практики заключается в том, что Украину и «Нафтогаз» в дальнейшем «подсаживают» на кредиты. И их выплата в будущем, с вероятностью на 99%, произойдет за счет существующего имущества. В случае нефтегазового сектора это магистральные трубопроводы и подземные хранилища», – уверен Игорь Корольчук.
По словам замглавы «Нафтогаза Украины» Сергея Коновца, «Нафтогаз» рассчитывает получить кредит ЕБРР на 300 млн долларов в сентябре – октябре на закупку газа для ПХГ. Плюс, по его словам, IFC (Международная финансовая корпорация) может дать кредит на 300 млн долларов, но не Киеву, а европейским поставщикам газа, чтобы те закачали топливо в украинские ПХГ, а зимой продали его либо Украине, либо на свободном рынке. Стабфонд природного газа на 1 млрд долларов, который создается в «Нафтогазе» под европейские кредиты, пока очень далек от пополнения. И единственный кредит от ЕБРР – до сих пор только в планах, а не оформлен на бумаге. Даже если «Нафтогаз» получит эти 300 млн долларов, их хватит на закачку чуть более 1 млрд кубометров. Это четверть от необходимого.
Черная пятница
Впрочем, до газового кризиса еще далеко по сравнению с тем, что уже эта пятница может оказаться черной для страны. 24 июля на Украине может случиться технический дефолт, если она не погасит еврооблигации на 120 млн долларов. Причем сами украинские власти не исключают дефолта, хотя сумма выплат не критичная, и Киев может ее потянуть. При этом министр финансов пытается успокоить украинцев, мол, невыплата кредиторам может снизить давление на курс национальной валюты. «По экономической арифметике, не должно возникнуть негативного влияния на гривну, – заявила министр финансов Украины Наталья Яресько. – Валюта, которая должна была быть использована на платежи, вышла бы из страны. А с приостановлением платежей она остается в стране, арифметически это для гривны даже лучше».
Однако курс гривны показал, что он живет по совсем иной арифметике. Гривна уже две недели дешевеет по отношению к доллару и после слов Яресько продолжила девальвацию. В стране вновь появились признаки валютной паники: население бросилось в обменники менять гривны на доллары и евро. За две недели доллар подорожал на 2–2,5 грн. На наличном рынке курс доллара вплотную приблизился к 25 грн, хотя на межбанке благодаря административным мерам НБУ доллар стоит до 22 грн.
Заплатить 120 млн долларов до пятницы Украина может. Однако будет ли она это делать, пока не совсем понятно. Главная причина, по которой Киев может не заплатить и объявить технический дефолт, – это попытка оказания давления на частных кредиторов, с которыми ведутся переговоры по реструктуризации задолженности. Проблема в том, что Киев по-прежнему требует списания части долгов, что абсолютно неприемлемо для кредиторов, поэтому переговоры зашли в тупик.
Если дефолта не случится в эту пятницу, то у Киева будет еще несколько возможностей организовать такое событие. До конца 2015 года Украине надо сделать пять платежей: в эту пятницу – 120 млн долларов, потом 23 августа (воскресенье) – 60 млн долларов, 23 сентября (среда) – 500 млн долларов, 13 октября – 600 млн долларов. И наконец, 20 декабря Киев должен погасить российский кредит на 3 млрд долларов. Как бы ни пыталась Украина убедить кого-то в обратном, но оплата России купленных в декабре 2013 года украинских еврооблигаций – это не частный долг, а официальный. А требовать реструктуризации или списания части долга Киев может только у коммерческих кредиторов. То есть долг перед Россией обязателен к исполнению. Если он не будет оплачен, то это будет уже полноценный дефолт – не технический.
|