Когда весной на уровне правительства впервые прозвучала мысль о том, что Украина очень нуждается в новом нефтеперерабатывающем заводе, ее критиковали даже некоторые члены кабинета министров. Например, первый вице-премьер Анатолий Кинах считает, что Украине логичнее модернизировать имеющиеся НПЗ, загруженные только наполовину. Такую возможность готовы рассмотреть их нынешние российские инвесторы, в частности ТНК-ВР (Лисичанский НПЗ) и «ЛУКОЙЛ» (Одесский НПЗ). Тем не менее, выждав время и «причесав» первоначальные планы, власти Украины перешли к действиям. Правительство по поручению президента начало подготовку тендера по отбору инвестора на строительство нового завода и создание сети АЗС. Как заявила премьер Юлия Тимошенко, «важно, чтобы НПЗ ориентировался не на российскую нефть, а на все виды нефти». Кстати, по ее словам, одно из условий, предъявляемых к инвестору, - обеспечение нефтью. К тому же предстоит обеспечить глубину переработки «черного золота» не ниже 95%. Государство начало формировать свое предложение инвестору с решения вопроса землеотвода. На тендер вместе с участком под НПЗ (участок в Одесской области, район порта «Южный») планируется выставить также места для создания разветвленной сети АЗС по всей территории Украины. Проект строительства нового НПЗ эксперты нефтерынка считают довольно своевременным. Директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн отмечает логичность этого шага - в мире не хватает перерабатывающих мощностей, что и провоцирует рост цен на нефть. В Украине и России глубина переработки на НПЗ в среднем составляет 60%. В Европе этот показатель доходит до 85-90%, тогда как в США - 98%. Украине логично строить новый завод с глубиной 95%, уверен С. Куюн. Это дорого - не менее 2 млрд долларов при мощности около 8 млн тонн в год. Большая мощность обойдется еще дороже. Но ведь построить завод, аналогичный действующим в Украине, сегодня было бы так же парадоксально, как купить черно-белый телевизор. С. Куюн отмечает, что заинтересованности в участии в проекте можно ожидать от добытчиков «черного золота» из Казахстана - как государственной «КазМунайГаз», так и разрабатывающих ресурсы Каспия многочисленных иностранцев. Например, того же «Тенгизшевройла». Примечательно, что еще пару месяцев назад, в период бензинового кризиса в Украине, появились слухи о том, что в проекте строительства НПЗ и сети заправок правительство как раз и рассчитывает на одну из американских нефтяных компаний. Поэтому нынешняя настойчивость Юлии Тимошенко в отношении нового НПЗ должна означать, что подходящего инвестора уже нашли.
|